Брацлав,
5771 (2011) год. Середина месяца Элул, канун Рош-hа-Шана. По узкой дороге с
крутым спуском, мчаться автобусы и машины с хасидами всего мира, мимо высокого
здания, с семью арочными окнами, о судьбе которого, они сегодня даже не догадываются.
Как
известно, из исторических фактов, жизнь в еврейской общине Брацлава в период,
когда
зарождался хасидизм, была построена на противостояниях и конфликтах, связанных ещё
и с «франкистскими» настроениями. Появление в Брацлаве новой группы: «брацлавских»
хасидов, позволило общине изменить своё настроение, теперь уже против новичков.
Свои позиции,
самоутверждаться, выживать и даже доказывать, что они не «франкисты». Так, им
пришлось строить свой бейт мидраш, а позже и свою синагогу при наличии на то время
в Брацлаве одной синагоги и двух молельных домов. Судьба бейт-мидраша «брацлавских»
хасидов известна – он сгорел вместе с домом ребе Нахмана в 1810 году, а вот
синагога, отстроенная в 1813 году рабби Натаном, таинственным образом
затерялась среди старинных зданий, архивных документов и разнообразных карт
города. К тому же, с этической и физической стороны вопроса, очевидной
оказалась ошибка в утверждении, что свою новую синагогу «брацлавские» хасиды
построили «на месте» сгоревшего бейт-мидраша, который находился рядом с главной
синагогой. Они действительно построили, но не «на месте», а «вместо» сгоревшего
бейт-мидраша. Смерть лидера «брацлавских» хасидов, бесконечные конфликты с
представителями других течений, как
ортодоксальных,
так и хасидских, совершенно не способствовали возможности снова отстроиться
рядом с главной синагогой города. Тем более, что внушительные размеры центральной
синагоги, судя по фотографии конца 18 века, остаткам фундамента и окружающему
ландшафту – явно не позволяли строить рядом что-либо серьёзное. Поэтому
«брацлавские» хасиды скорее всего нашли новое место, недалеко от центра еврейской
жизни Брацлава, но в тоже время в стороне от других общин. р. Натана,
устроенная в его собственном доме, работала непрерывно с1819 года по 1824 год и
выходила своими окнами на здание новой синагоги. Место расположения дома р. Натана
– известно, но сам дом не сохранился. Так, где же тогда была синагога и почему
о ней ничего не известно?
В
1824 году по доносу противников «брацлавского» хасидизма, власти опечатали
типографию р. Натана, а спустя ещё десять лет, уже по новым доносам, в основном
«савранскими» хасидами, жившими тогда в Брацлаве и поддерживаемых богатыми евреями города, начались
массовые преследования и гонения «брацлавских» хасидов. «Савранским» хасидам
удалось не только оклеветать и превратно истолковать учение р.Нахмана, они
восстановили против «брацлавских» хасидов руководителей и представителей других
хасидских течений. Дом р.Натана забрасывали камнями, он сам был арестован и
выслан из Брацлава. Всё имущество общины было конфисковано и изъято. Оказавшись
в меньшинстве и без своего лидера, «брацлавские» хасиды подвергались
издевательствам, унижениям и угрозам. Бедных лишали помощи, а состоятельных
заставляли отречься от своих убеждений, подрывая их благосостояние. В 1838
году, после смерти «савранского» ребе, р.Натан был оправдан и освобождён. Он вернулся
в Брацлав и уже до самой смерти, до 1844 года, работал над восстановлением общины,
которая теперь постоянно собиралась по субботам Хануки и на Шавуот в доме р.Натана.
После смерти р. Натана, общину возглавил его ученик р. Нахман Хазан из Тульчина.
Он прожил в Брацлаве 18 лет, а в 1866 году переехал в Умань и переместил туда
центр «брацлавских» хасидов. Небольшой группе «брацлавских» хасидов постоянно приходилось отстаивать
Устное
и документальное предание Брацлава гласит, что тайная типография.
Остаётся
только предполагать, когда именно «брацлавские» хасиды лишились возможности
пользоваться своей синагогой, во время арестов1834-1838 годов или позже, после
переезда центра общины в Умань в 1866 году. Понятно одно, что все силы евреев
Брацлава в позапрошлом веке, были направлены против последователей учения р.
Нахмана и поэтому город тщательно уничтожал всё, что могло напоминать о «брацлавских»
хасидах , в том числе и здания. Но по счастливой случайности, только новое
здание синагоги было всего лишь частично перестроено и дополнено ещё одним корпусом
в том же стиле. После реконструкции в 1888 году оно уже было известно, как «пивоваренный
завод». Память об этих событиях тщательно хранилась среди учеников р. Нахмана и
передавалась от поколения к поколению и таким образом сохранилась до наших дней
и была открыта для местной еврейской общины раввином мечтающим о возрождении
наследия «брацлавских» хасидов.
Дух
Брацлавской синагоги живёт и поныне, в каждом камне её стен и кто знает,
сколько ещё тайн хранит это здание, символических и духовных, через которые р.
Нахман мог передать своё послание нынешниму поколению. Сегодня известна только одна
тайна этого великого здания, тайна семи окон. У раби Нахмана было шесть любимых
учеников и последователей: р. Натан Штернхарц, р. Аарон Гольдштейн, р. Нафтали
из Немирова, р. Шимон из Медведовки, р. Юдель, глава «брацлавских» хасидов
Дашева, и р. Шмуэль из Дашева. Он называл эту группу «моя менора». Известно
также, что все библейские персонажи у р. Нахмана связаны с семью сфирот,
которые они символизируют: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. «Семь
пастырей мира» украшают фасад синагоги «брацлавских» хасидов в виде окон
взметнувшихся от земли в самое небо. А может быть, это сам ребе Нахман со
своими учениками встречает и провожает, уже более двухсот лет, последователей своего
учения.
Сегодня о том, чтобы привлечь внимание современных хасидов к синагоге под
названием «Менора Нахмана», чудом сохранившейся и открывшейся в наши дни. Её
история таинственна и прекрасна, и заслуживает достойного внимания. Ведь у
«брацлавских» хасидов всегда есть надежда на новое чудо.
Брацлавская
еврейская община имени р.Натана Штернхарца заботится сегодня
о том, чтобы привлечь внимание современных хасидов к синагоге под названием «Менора
Нахмана», чудом сохранившейся и открывшейся в наши дни. Её история таинственна
и прекрасна, и заслуживает достойного внимания. Ведь у «брацлавских» хасидов
всегда есть надежда на новое чудо.