История евреев Брацлава


Первые упоминания о Брацлаве относятся к XIII веку. Это был город-крепость построенный как защита от татарских набегов. Начиная с XVI века Брацлав формально стал одним из трёх существовавших тогда воеводств (Киевское, Волынское и Брацлавское). Брацлав защищал границы Польши и Литвы и был важным торговым узлом между Молдавией, Россией, Крымом и Польшей.
В XV веке вместе с князем Константином Острожским, он же - гетман литовский и староста Брацлава, в городе поселились первые евреи, прибывшие с Волынской области. В основном это были богатые купцы и торговцы.
К середине XV века в Брацлаве уже сформировалась небольшая еврейская община, которая пользовалась административным и судебным иммунитетом и подчинялась только старосте города. Но нападение татар в 1479 году положило конец процветанию города. Из всех жителей было убито 600 человек, из них - 400 евреев. По описанию летописцев именно евреи проявили мужество и первыми стали на защиту города. Однако отсутствие воды в крепости привело к поражению. Оставшихся в живых татары угнали в плен, а город сровняли с землёй, где осталось не более 200 человек жителей, которым удалось основать новое поселение.
Позже, в возрождённом Брацлаве, в память о героизме, проявленном евреями в борьбе, против татарского нашествия, , евреям были даны привилегии в виде монополии на торговлю мёдом и другие предприятия. Но в целом, евреи Брацлава, всё равно, редко жили спокойной жизнью, так как население города носило казацкий характер и постоянно восставало против своих старост и богатых горожан.
В начале XVI века в Брацлаве было 500 домов из них -18 еврейских. В 1648 году, во время казацкой повстанческой войны, шляхта и евреи ушли из Брацлава, не дожидаясь резни, и тем самым, спасли свои жизни, но Брацлав снова был разрушен и уже больше никогда не возрождался на старом месте.
К середине XVIII века с казаками было покончено и Брацлав, став русской территорией, снова зажил своей торговой жизнью. В 1765 году в Брацлаве было 35 еврейских домов и 101 проживающий в них еврей. В общей сложности к Брацлавской еврейской общине в то время было приписано 195 человек. Но к концу 18 века еврейское население Брацлава уменьшилось за счёт нескольких пожаров, мора и Гайдамацких погромов в 1768 году.
На рубеже XVIII и XIX веков в уездном городе Брацлаве, проживало 883 человека, из них 352 – евреи, то есть половина населения города. Это был период расцвета еврейской общины Брацлава. По описанию губернского землемера Экстера, в Брацлаве того времени было две синагоги на берегу реки Пуцовки, миква, несколько молельных домов и еврейское кладбище.
Именно в этот период Брацлав начал становиться символом особого понятия еврейской духовной жизни и духовного творчества. С 2 сентября 1802 по 16 октября 1810 года в Брацлаве жил один из самых оригинальных учителей хасидизма – раби Нахман, он же был основателем, первым и единственным цадиком своего мистического учения и самого толерантного хасидского течения, которое существует и поныне.
Годы его жизни: он родился - 4 апреля 1772, умер - 16 октября 1810 года.
Вплоть до начала XX века еврейская община Брацлава переживала лучшие годы своего экономического и промышленного подъёма. Её численность составляли более 6 тысяч человек, это было 60% от общего населения города. Практически все евреи были заняты в торгово-промышленных и ремесленных предприятиях. Самыми крупными заводами, принадлежавшими евреям, были: мёдоваренный завод Шая-Лейба Анчиполовского, мельничный комплекс Якова Солитермана и кожевенный завод. Община содержала двух раввинов, синагогу, шесть молельных домов, более 10 хедеров, ремесленное училище, больницу, столовую для бедных, две типографии и шесть городских гостиниц.
Февральская революция 1917 года предоставила евреям России гражданское равноправие, но на фоне крушения империи, развала русской армии и Гражданской войны, в Брацлаве, как и по всей стране, началась череда непрекращающихся еврейских погромов, организованных местными и кочующими бандами. Созданный в Брацлаве еврейский отряд самообороны получил поддержку только со стороны брацлавских старообрядцев, за что бандиты нещадно вырезали и их семьи.
До 1921 года Брацлав пережил 14 погромов и снова был полностью разрушен. Еврейское население города сократилось до 1500 человек, да и к оставшимся в живых советская власть теперь уже предъявляла совсем «другие требования».
Однако, при поддержке американского благотворительного фонда «Джойнт», евреи Брацлава всё же смогли создать еврейский детский дом для детей-сирот, жертв погромов и судносберегательное товарищество. Советская власть во всём ограничивала еврейские инициативы и к началу Второй Мировой войны, еврейское население Брацлава сократилось до одной тысячи человек.
22 июля 1941 года немецкие и румынские войска заняли Брацлав. Здесь были созданы гетто и два рабочих лагеря. Всех еврейских стариков и детей Брацлава захватчики утопили в реке Буг, некоторых - расстреляли, а трудоспособных держали в рабочих лагерях или отправляли в концлагерь Печоры. При освобождении Брацлава в марте 1944 года в городе оказалось, не более, двухсот человек евреев, в том числе, румынских евреев.
Создание государства Израиль, открытие «железного занавеса» и «рука помощи» из Германии, позволили большинству евреев Брацлава в течение последних 50 лет, совершить переезд в другие страны. Это привело почти к полному исчезновению еврейского населения в городе. Но, тем не менее, хоть и став малочисленной (45 человек), еврейская община Брацлава продолжает сегодня существовать, выбирать своих лидеров, строить планы на будущее, поддерживать традиции, собираться вместе на праздники, вспоминать былые времена и делиться новостями со всего мира.